Скульптурные способы.

Существует множество различных способов декорирования изделий из глины. Декорирование можно производить на различных стадиях работы над изделием и с использованием различных материалов. Все эти способы можно разделить на три группы.

Гончарные изделия на Руси декорировались всегда очень скромно. В основном мастера использовали для этого способы только первых двух групп. Живописные способы декорирования применялись народными умельцами очень редко. Распространение они получили в основном только в XX веке.

Вообще-то, декорировать изделия из глины люди начали еще во времена неолита. По каким причинам они это делали, однозначно ученые затрудняются ответить, но нельзя отделаться от мысли, что наши предки при этом думали и о красоте изделий.

Гончары и сегодня используют приемы декорирования, которые применялись в древние времена. Прежде всего — тиснение, то есть выдавливание на поверхности изделия рельефных изображений и узоров. И самым удобным «инструментом» для такого способа всегда были для человека его пальцы. Ими и оставлял древний гончар следы на своих изделиях, начиная от простых отпечатков и кончая первыми тиснеными узорами.


Вообще, для тиснения можно применять все, что у вас может оказаться под рукой. Раньше это были «чертовы пальцы», торцы веток, различные камушки, мелкие косточки животных, перья птиц, стебли растений, веревки. Сегодня к ним можно прибавить плоды нашей цивилизации: крестовые отвертки, шляпки шурупов и гвоздей, различные шестеренки от часового механизма и т. д. Вы можете смело пользоваться для тиснения самыми разными предметами, все зависит от вашей фантазии. Главное в этом деле — не загубить форму сосуда.
Интересно применять для тиснения предметы органического происхождения. Выгорая при обжиге, они оставляют на поверхности сосуда весьма характерные следы. Это могут быть: горох, фасоль, рис, пшеница, ячмень, а также различные крупы. Использовали для этой цели также сосновые или еловые иголки, красивые по форме семена различных деревьев. Отдельно нужно сказать о декорировании изделий при помощи обыкновенной веревки, которая также способна оставлять очень красивый оттиск на глиняной поверхности. Археологи даже одну из культур III-II тысячелетия до н. э., в которой была широко распространена техника украшения посуды оттисками шнура и веревки, назвали «шнуровой культурой». Надо отдать должное фантазии наших предков, но и нельзя не согласиться, что подобные способы декорирования применялись в основном из-за неумения украсить посуду иным способом. Декорировка гончарных изделий — очень тонкое и деликатное дело. Даже влюбленные в керамику люди могут «пересолить», то есть перебрать с декором, а значит, свести на нет работу гончара.

Так что не торопитесь с декорировкой гончарных форм, постарайтесь сначала понять и полюбить их такими, какие они
есть, и если уж какой-либо форме действительно чего-то не хватает, без чего вы просто не представляете ее существования, только тогда можно «поддержать» ее узором, орнаментом или,наконец,росписью.

Чередуя при декорировании изделия защипы с проминами, можно добиться хорошего результата. До сих пор гончары при помощи трех пальцев рук декорируют венчики изделий, заминая их в волнистую линию. Такой способ декорирования получил название механической фляндровки.

Гравировка — это своеобразная резьба по глине. Гравировать изделия из глины можно только тогда, когда она приобретет кожетвердое состояние. Делается это набором петель, которые при данной операции служат как кисти при росписи. Каждая петля дает разный по толщине «мазок». Налепи делаются при помощи плоских кусочков глины разных форм и размеров. Перед склеиванием они покрываются насечкой и смазываются шликером. Если налеп имеет большую площадь, а это может быть какой-нибудь отмятый барельеф, важно после его приклеивания удалить воздух, который может оказаться между двумя склеиваемыми поверхностями. В противном случае оставшийся там воздух при обжиге расширится и оторвет барельеф.