Чернолощеная керамика.

Гончарная чернолощеная керамика имеет значительные преимущества перед обливной керамикой вообще и обливной, сделанной литьевым способом, в частности.

Во-первых, при ее изготовлении не требуется второй обжиг, а значит, вдвое сокращается расход электроэнергии и время на ее изготовление; во-вторых, не требуется глазурь, которая составляет чуть ли не треть цены изделия; в-третьих, резко увеличивается прочность и снижается температура спекания черепка.

Чернолощеная керамика имеет и эстетические преимущества — изделия из нее выглядят очень стильно и воспринимаются одновременно и как традиционные, и как суперсовременные.

Существует несколько способов получения такой керамики, доступных в условиях небольшой мастерской.

Русский способ. Техника производства чернолощеной керамики, известной с древних времен и некогда очень популярной, в настоящее время, к сожалению, в России почти полностью утрачена. Отдельные изделия попадают к нам с Украины и из Грузии, где чудом сохранилось ее производство. Впрочем, попытки возрождения производства нами предпринимаются.

Раньше этот процесс сопровождался большим выделением дыма и, конечно, мог совершаться только под открытым небом и в деревенских условиях. Повторить его в условиях мастерской, разумеется, крайне трудно, даже если применять самую совершенную систему вентиляции. Мы же после четырех лет работы добились нужного эффекта в электрической печи едва ли не в комнатных условиях.

Для этого была сконструирована специальная печь, в которой можно проводить обжиг без доступа кислорода. Основной ее частью является металлический короб с проваренными «корабельным» швом гранями. Отделка печи обычная — огнеупорным кирпичом.

Герметичность печи достигается за счет хорошо сваренных швов короба и плотно закрытой крышки печи. Они могут быть различной конструкции: иметь гидравлический затвор, резиновый (из жаропрочной резины) или глиняный. Для глиняного затвора применяется смесь глины, золы и поваренной соли. Сама технология восстановительного обжига в такой печи почти не отличается от аналогичного обжига в горне.

Сначала температуру в печи поднимают до той, при которой спекается черепок, а затем во время остывания, при температуре 650-700 °С, через специальное отверстие в крышке в печь загружают восстановитель — любое органическое вещество: дрова, резину; смолу и т. д. — из расчета 1 кг восстановителя на 1 м*объема печи.

Крышка печи, в свою очередь, тоже должна герметично закрываться. Для того чтобы восстановление происходило равномерно во всех уголках печи, в конструкции печи желательно предусмотреть систему клапанов, позволяющих воздуху, препятствующему распространению восстановительного газа по объему печи, свободно выйти наружу. После того как клапаны сработают и из них пойдет дым, их можно просто заткнуть глиной.

Система загрузки восстановителя может быть самой разной. Можно просто забрасывать восстановитель через загрузочное отверстие, а можно помещать его в печь в специальном контейнере с отверстиями для выхода газа. Такой контейнер избавит вас от необходимости очищать печь от золы и сажи после обжига. Для этой же цели восстановитель можно перед загрузкой его в печь заворачивать в обыкновенную пищевую фольгу.
Техника «раку». Эта удивительная техника позволяет проводить обжиг всего за один час. Раскаленная за это время до 900 °С керамика берется специальными щипцами и помещается в древесные опилки или солому, где задымляется и приобретает цвет от серого до угольно-черного. В «раку» невозможно получить две одинаковые вещи, и почти всегда приятные неожиданности заставляют вспомнить об одном из значений слова «раку» — радость. В настоящее время в России эту технику с успехом применяют и пропагандируют замечательные керамисты В. Петров и Н. Полторацкая.

Техника водяного охлаждения. Интересен способ получения чернолощеной керамики, которым до сих пор пользуются японские гончары. В электропечь с верхней загрузкой изделия помещают в специальной корзине из нихрома, наподобие той, в которой носят куриные яйца. Доведя температуру в печи до температуры спекания черепка, печь отключают, и при температуре 650 °С крышку приоткрывают и забрасывают туда сухие стружки. Через 2-3 минуты после того, как из щелей печи повалит густой дым, корзину с керамическими изделиями вынимают и опускают в емкость с водой. Опускание керамики в воду должно происходить очень быстро, в течение нескольких секунд. При точном соблюдении технологии количество брака можно свести к минимуму. Главное, повторяю, очень быстро опустить керамику в воду. Такая технология позволяет добиться эффекта задымления в простой электропечи с верхней загрузкой. Если после загрузки стружек дать печке остыть, то эффект задымления, который вы получите, исчезнет, так как углерод, который покроет черепок, выгорит. Быстрое же охлаждение препятствует этому процессу, и керамика остается задымленной.
Как я уже говорил, принципиальная схема изготовления керамики с древних времен не изменилась — глина замешивается водой, высушивается и обжигается. Так было и так будет. И всегда находятся люди, которые, несмотря на достижения науки и техники, тянутся к опыту наших предков и древним технологиям, открывая благодаря им что-то новое в себе и в своих возможностях.

На фото 1—3 показан один из старейших русских способов декорирования гончарных изделий — обварка.

Бумажная печь на верхнем фото сложена организатором детского гончарного фестиваля в деревне Филимоново Константином Кихаиди.