Способы изготовления гончарных изделий.

Традиционные приемы работы.

Приготовив глину, вы. возможно, присядете отдохнуть и невольно задумаетесь: «А что же дальше? С чего начать?» Ребенку на вашем месте будет гораздо легче, — он тут же схватит кусок глины и слепит какого-нибудь конька, который может оказаться похожим на традиционную) каргопольскую или дымковскую игрушку. Взрослому человеку сложнее начать работу — слишком велик груз штампов и стереотипов, но выход есть всегда. Он — в различных способах или, как сейчас говорят, в различных технологиях обработки глины. И если вы их освоите, то сами эти технологии подскажут вам выход. Главное — не останавливаться на полпути.

Издревле существуют традиционные приемы работы с глиной. Их всего шесть:



• ленточно-жгутовый — популярный в северо-западных районах России, а также в Таджикистане;

• восточносибирская лепка сосудов из нескольких частей со спаями, идущими в вертикальном направлении;

• среднеазиатская лепка сосудов из четырех горизонтальных поясов;

• формовка путем выбивания;

• отминка в готовую форму;

• вытягивание сосуда из одного куска глины на ножном гончарном круге.

Существует, правда, еще один способ изготовления глиняных сосудов, но его вряд ли можно выделить в отдельный, седьмой прием, так как с его помощью изготавливались лишь весьма однообразные сосуды для вина и зерна в эпоху неолита.

Этим способом сосуды «воздвигались» вручную, как строительные постройки. Из грубой ткани по очертаниям будущего сосуда шили форму, которую заполняли песком. Снаружи заполненная песком форма обмазывалась глиной. После сушки песок из мешка высыпали, а сосуд обжигали в огне.

Отпечаток ткани — бывшей оболочки формы — иногда оставался на внутренней стороне сосуда.

Ленточно-жгутовый способ.

Для работы этим способом вам понадобится турнетка (вращающийся на оси стол), но для начала ее может заменить обыкновенный диск «Здоровье».

Перед тем как приступить к изготовлению сосуда, нужно прилепить к кругу раскатанную скалкой глиняную лепешку. Срезав лишнее, оставьте па нем лишь ровный глиняный крут и по его краю начинайте навивать из глиняных жгутов стенку будущего сосуда.

Этот процесс похож на плетение корзины, но только без вертикальных прутьев, так как жгуты, в отличие от лозы, слепляются друг с другом и по мере роста стенки сосуда протачиваются пальцем руки или стекой.

Восточносибирская лепка.

Этот способ изготовления глиняной посуды прост в описании, но сложен в применении. Скатав из глины, словно из теста, лепешку толщиной 4-5 мм, нужно тщательно выкроить части будущего сосуда и приготовить их к склеиванию.Процесс очень напоминает лоскутное шитье.

Склеивать глиняные лоскуты нужно в подвяленном состоянии (в кожетвердом, как его называют керамисты). На склеиваемые поверхности (швы) нужно нанести скальпелем насечку и смазать, словно клеем, шликером (сметанообразным раствором глины). Этот способ работы с глиной в последнее время получил очень широкое распространение.

Керамисты в буквальном смысле слова «шьют» из глины всевозможные изделия от простейших предметов быта до сложных скульптурных композиций. Подкладывая при раскатке глины на стол различную фактурную ткань, вы можете получить глиняные лоскуты уже с нужным рисунком.

Сейчас такой способ глиняного «шитья» получил название текстиль керамика.

Среднеазиатская лепка.

Данный способ изготовления глиняных изделий от предыдущего отличается только направлением швов склеиваемых элементов. Вообще говоря, это частный случай глиняного «шитья».

Формовка путем выбивания.

Этот способ работы с глиной весьма оригинален, но он является и самым трудным. Мне сейчас кажется сомнительным, что таким способом наши предки изготавливали довольно тонкостенные сосуды.

Впрочем, мне сейчас с трудом верится и в то, что люди, потирая в ладонях деревянную палочку, упертую в бревно, добывали огонь. Но ведь добывали же!

Чтобы изготовить сосуд способом выбивания, нужно взять кусок глины, вдавить в него скалку, но не насквозь, а оставляя слой, который будет служить дном будущему сосуду.

Затем положите скалку вместе с глиной горизонтально и начните расширять отверстие в глине, как бы раскатывая тулово будущего сосуда изнутри. Когда стенка сосуда начнет прогибаться под собственным весом, поставьте сосуд на дно и, ударяя рукой изнутри (снаружи при этом подставьте специально скругленную дощечку или ладонь), доведите толщину стенки сосуда до нужной — 5-6 мм.

Затем к сделанному таким способом цилиндру или горшку прилепите сделанное заранее горлышко. Итак, бутыль или кринка готовы.

Отминка в готовую форму.

Наверное, понятно, что для отминки глины в готовую форму нужно сначала приготовить саму форму. Формы могут быть деревянными (точенными на токарном станке или сбитыми из досок), гипсовыми или даже керамическими (конечно, обожженными). Можно в этом качестве применять и природный материал, например камень понравившейся вам формы.

Кстати, именно такие формы и использовали древние керамисты. Они находили овальные гладкие камни, посыпали их золой и облепляли их глиной. Зола мешала глине прилипнуть к камню. Секрет такого способа изготовления керамических изделий заключается в том, что облеплять камень глиной нужно так, чтобы она свободно могла с него «сойти».

Формы могут быть двух типов. Монолитные и разборные (составные). Монолитные формы должны делаться «на выход» — так керамисты называют способность формы «отпускать» изделие после подвяливания, не сломав его. Изделие должно свободно выниматься из формы.

В этом и состоит недостаток монолитных форм: ассортимент изделий, отминаемых в такие формы, довольно ограничен — это цветочные горшки, плошки, миски, стопари, кастрюли.

Составные формы позволяют расширить ассортимент отминаемых изделий, но такие формы, понятно, более сложны в изготовлении. Они могут состоять из двух, грех и более частей, в зависимости от сложности отминаемого в них предмета.

Части форм должны точно и однозначно собираться в единое целое, для чего на плоскостях разъемов делаются своеобразные замки — штыри, если это деревянные формы, или полусферические выступы и соответствующие им лунки, если формы гипсовые. Для отминки можно применять и литьевые формы.

Вытягивание на гончарном круге.

Предыдущими способами обработки глины пользовались при изготовлении самых различных предметов быта до тех пор. пока неизвестный гений, сравнимый разве что с изобретателем колеса, не изобрел гончарный круг. И только на нем глина смогла показать все, на что она способна.

Сначала люди работали на ручном гончарном круге. что сильно ограничивало их в возможностях, поскольку работали они одной рукой, а другой вращали круг. И только с изобретением ножного круга и высвобождением второй руки человек смог окончательно раскрепостить глину и дать ей возможность принять Богом даруемые формы.

Сегодня гончарный круг несколько потерял свое утилитарное предназначение (я надеюсь, временно) и больше, наверное, служит людям для выявления их художественных способностей: он словно рояль, на котором можно исполнять самую разную музыку — от классической до суперсовременной. Люди, научившиеся у глины, у гончарного круга гармонии, несколько иначе, чем другие, начинают смотреть на мир.

Когда вы садитесь за гончарный круг, обязательно помните, что от состояния и качества глины, с которой вы собираетесь работать, во многом зависит качество выкрученных изделий.

Конечно, учиться азам гончарного дела можно на любой глине, и, может быть, принцип: тяжело в ученье — легко в бою — поможет вам добиться успеха, по все-таки имейте в виду, что слишком влажная глина будет у вас сильно разваливаться на круге и оседать в тот момент, когда вы этого меньше всего будете ожидать.

Неоднородная, плохо перемятая глина станет время от времени провоцировать вас на слишком большое усилие, — привыкнув к одному сопротивлению мягкого участка глины, вы, наткнувшись на более твердый кусок глины, неизбежно собьете изделие с центра или сомнете его.

Вот почему, повторяю, глина для работы на гончарном круге должна быть однородной, хорошо перемятой и не без сопротивления поддающейся на изменение своей формы.
Обязательно перед работой, как бы глина ни была хороша, перемните ее еще раз. Делая это, помните, что вы можете замять в нее воздух. Взгляните, как похожую операцию с тестом проделывают хозяйки и...

Они стараются замять в тесто как можно больше воздуха и поэтому, разминая его на столе, постоянно заворачивают тесто, будто конверт. Вы же должны разминать глину короткими сильными нажатиями и заворачивать ее при этом в одном направлении, как бы закручивая в спираль.

На хорошую глину — прошедшую соответствующую технологическую обработку и имеющую в своем составе молотый обожженный черепок — такая операция существенным образом не повлияет, но на глину из карьера, так сказать живую, повлияет, и очень существенно.

Вы это почувствуете, когда научитесь делать сосуды с сильно распученными боками или с широкими доньями, — они гораздо реже будут давать трещины при сушке.