Сушка.Обжиг.

Со снятым с гончарного круга выкрученным изделием вы должны обращаться словно с маленьким ребенком, ведь сырой сосуд очень хрупок и совершенно беззащитен. Прежде чем он приобретет твердость, ему предстоит пройти еще целый ряд технологических операций.

Сушка — чрезвычайно ответственный момент в изготовлении гончарных изделий. Сушить изделия нужно в специально отведенных местах.

Изделия должны сохнуть достаточно медленно, чтобы не возникло напряжений внутри глины между уже высохшими и давшими усадку наиболее тонкими деталями и теми деталями, которые еще не высохли.


Вот почему желательно, а по большому счет — и обязательно, чтобы толщина стенок изделия была везде одинаковой. И это уже зависит от вашего опыта и мастерства.

Наиболее сложные изделия — клееные, с носиками, ручками и разными налепами — должны сохнуть очень медленно и желательно в специальных сушильных шкафах или просто под полиэтиленовыми пакетами. Пересушивать изделия тоже не следует, иначе они снова поглотят влагу из воздуха.

Характерным и важным моментом в процессе сушки любого изделия из глины является момент прекращения усадки. Он наступает, когда «зеркало испарения» постепенно исчезает, а поверхность изделия начнет светлеть. С этого момента скорость сушки можно увеличить.

Количество оставшейся воды после прекращения усадки у пластичных глин составляет примерно 10-20%, у каолинов — 25-30%. Техническое название этой остающейся части воды — «вода пор», в отличие от удаленной j в процессе усадки «усадочной воды». Остаточная влажность после сушки обычно составляет 6-8%. Усадка при сушке тем выше, чем дисперснее и пластичнее глина: так, каолин просяновский имеет линейную усадку присушке — 2-3%, лесс —3,5-5,5%, гомельская глина — 6,4%, кембрийская глина — 6,4-6,6%, часов-ярские глины — 8-10,5%. Введение в глину электролита (жидкого стекла или канцелярского клея), а также увеличение количества отощителя уменьшает усадку при сушке.

После того как изделие будет как следует высушено, его следует замыть. Замывка — операция, требующая особой аккуратности, — при замывке легко сломать изделие, ведь до обжига оно очень хрупкое. При замывке следует влажной губкой обтирать изделие, как бы стирая с него пыль. При этом все шероховатости, заусенцы, неровности размываются водой и исчезают. Вообще-то, гончары редко проделывают подобную операцию, ну разве что с самыми сложными изделиями, а потому на некоторых кринках и горшках могут быть заметны отпечатки пальцев. Теперь ваши изделия готовы к обжигу.

Неправильно высушив изделие, вы сведете на нет все ваши прежние усилия. Помните: свежевыкрученный сосуд больше всего боится сквозняков. И еще: поведение глины несколько различно при разных скоростях сушки и толщине стенок сосудов. Медленное высушивание дает большую усадку глины, чем быстрое. Объемная масса глины и прочность изделий при быстрой сушке немного уменьшаются. Чем толще стенки сосудов, тем усадка больше.

Обязательно используйте в своей работе опыт печорских гончаров: чтобы при сушке донышки высоких сосудов не трещали, на начальный период сушки низ сосудов следует обматывать чуть влажной тряпкой или газетой. Чтобы при сушке не треснуло днище у блюда большого диаметра, нужно обмотать влажной тряпкой края блюда.

Обжиг.

Огонь — это стихия, которая завершает процесс изготовления керамических изделий. В керамике под термином «обжиг» подразумевается любой обжиг: предварительный (утельный, или бисквитный), дообжиг (второй, или политой), обжиг однократный или обжиг декора.

При утельном обжиге изделия нагревают до 800-850 °С только с одной целью — чтобы при дальнейшем обливании их глазурью они не треснули.

Второй обжиг производится при более высокой температуре (900-1150 °С). При этом обжиге происходит окончательное спекание черепка и заплавление глазури. Глазурь применяется в керамике для того, чтобы, во-первых, изделие не протекало; во-вторых, по глазури можно специальными красками нанести рисунок. Политых обжигов может быть несколько. Все зависит от того, какой температуры требуют используемые вами глазури.

Высокотемпературные и низкотемпературные глазури следует обжигать отдельно.

Обжиг разделяется на три периода:

• нагревание,

• выдержки при разных температурах,

• охлаждение.

Садка. Очень важно при обжиге керамики правильно сделать садку — то есть грамотно расположить изделия в печи. Проделывая эту операцию, необходимо помнить, что с повышением температуры изделия несколько теряют свою прочность и чрезмерная нагрузка на них может привести к деформации. А это значит: более трех изделий друг на друга ставить нельзя. Далее, изделия при нагреве до 600 °С несколько расширяются, и поэтому их нельзя ставить вплотную друг к другу. Не имея возможности расшириться, некоторые из них могут дать трещину.

Режим нагрева печи. В зависимости от поставленных задач, используемых материалов, особенностей печи и садки обжиг проводят в определенном режиме.

Контроль за температурой в печи осуществляют:

• при помощи термопары и различной электронной аппаратуры,

• при помощи пирометров или пироскопов,

• на глаз.

Термопара представляет собой металлическую проволоку из особых сплавов, две жилы которой спаяны и спай помещен в печь. Свободные концы термопары выведены наружу и соединены с прибором, который фиксирует возникающий в точке соединения проволок электрический ток. По величине этого тока судят о температуре в печи.

Пирометры — это приборы, позволяющие по излучению, исходящему от нагретого изделия, определить его температуру. Пирометры устанавливаются напротив небольших окошек — «глазков» в корпусе или дверце печи.

Если термопарой или пирометром можно определить температуру непосредственно во время обжига изделия, то пироскопами (конусами Зегера) — небольшими конусами, отформованными из масс определенного состава, — можно определить максимальную температуру, достигнутую при обжиге. От температуры зависит степень деформации пироскопа, то есть, попросту говоря, насколько вершина конуса отклонится от вертикали. С каждым конусом это происходит при определенной температуре. С помощью пироскопов удобно как определять температурное поле в рабочем пространстве печи, так и выбирать места, где изделия из-за их возможного пережога или недожога ставить не следует.
А теперь предлагаю вам ознакомиться с графиками линейных изменений кремнезема, каолинита и образца из глинистого материала в зависимости от температуры.

Древние гончары, имея колоссальный опыт, устанавливали режим обжига керамических изделий на глаз, в зависимости от интенсивности выхода дыма из трубы, от количества, качества и сорта дров, используемых при обжиге, от порядка их сжигания. Температуру же, как правило, определяли по цвету раскаленного черепка. Всеми этими навыками, смею надеяться, овладеете и вы, правда, для этого нужны время и терпение.

Современной наукой процесс обжига керамики изучен достаточно подробно. Существуют различные методы установления оптимального режима обжига, но они применимы только для обжига в электрических печах. Думаю, ознакомиться с некоторыми научными данными не помешает и гончару, обжигающему свои изделия в традиционном горне.

Во-первых, надо знать, что спекание черепка происходит при температуре, близкой к 1000 °С, во-вторых, при температуре от 160 до 380 °С черепок теряет физически связанную воду, а значит, дает значительную усадку. Какой вывод можно сделать из этого? Очень простой: нагревание в этом интервале должно быть медленным. Третье: в интервале от 300 до 600 °С изделия несколько увеличиваются в размерах, и при температуре 573 С в черепке происходит перекристаллизация, означающая, что при этой температуре следует обязательно сделать выдержку на 40-50 минут. В противном случае перекристаллизация пройдет не полностью и черепок даст микротрещины. И последнее: при температуре 850 °С происходит большая усадка, которая характеризует начало спекания, а это значит, что на заключи-тельном своем этапе обжиг должен идти медленно. Как это все сделать в электрической печи, понятно. А как в горне? Наши предки это знали — о чем красноречиво свидетельствуют древние экспонаты Государственного исторического музея. И здесь вам следует положиться на ваш)" интуицию, а возможно, и на родовую память — хоть один гончар среди ваших далеких предков наверняка был. Своеобразным ориентиром при контроле за температурой во время обжига керамики в горне может служить цвет раскаленного черепка внутри печи: 600-700 °С — темно-красный; 800-900 °С — вишнево-красный; 1000 °с —ярко-вишневый; 1200 С—светло-оранжевый;1300 °С — начинает светлеть; 1400 °С — начинает белеть; 1500 °С — ярко-белый. При достижении в печи температуры, близкой к 1000 °С, дым из трубы обычно идет под сильным давлением, порою даже с искрами.
Охлаждение. После достижения максимальной температуры печь должна остыть. Ни в коем случае не открывайте ее, пока температура не упадет хотя бы до 200 °С. Резкое охлаждение обжигаемых изделий на воздухе может привести к их трещинам.