Орнаменты.

Что послужило началом для систематизации и ритмической организации различных линий и превращения их в орнамент?Сейчас трудно сказать однозначно. Возможно, наши предки стали подражать природе, где можно увидеть различные узоры в форме листьев, в зимней графике веток, в следах на снегу и т. д. На орнамент могут быть похожи даже следы жука-короеда на стволе высохшей и сбросившей кору липы.



Нам нужно знать основные виды орнаментов используемых в керамике, и не нарушать без необходимости национальных традиций. Русский орнамент, характерный для изделий периода Черняховской культуры IV века, и орнамент IX века Киевской Руси, и орнамент послемонгольской керамики XV века, вплоть до майолики XVII века, был очень скромен и лаконичен. Он напоминает этрусский орнамент II века до н. э., который представлял собой горизонтальные и вертикальные проточки со скромными штрихами, похожие порой на голые ветки деревьев. Вообще, понятие «орнамент» довольно позднее. «Украшение» древних сосудов имело символический смысл,а знаки на сосуды наносились в определенном порядке и, возможно, служили оберегами. По одной из гипотез, в какой-то более поздний период они превратились в орнамент, то есть попали под влияние ритма. Круг в геометрическом орнаменте часто изображался как ромб, который является несущей фигурой для орнаментального узора. Ромб, как и круг, так-же был символом солнца и наделялся магическим значением оберега.

Я не буду подробно разбирать различные узоры. Остановлюсь только на одном из древних видов орнамента. Это крюковой орнамент в виде свастики. Название знаку было дано французским ученым Эженом Бурнофом в 1852 году. Он выбрал санскритское понятие «свастика», переводящееся как «несущая добро». Таким образом, к идее фашизма знак не имеет никакого отношения; в действительности он является символом солнца, а также входит в систему земледельческих знаков, является календарем; изображение боковых «отметов» у свастики вправо по солнцу — начало сева, влево — начало жатвы.

Далее я привожу орнаментальную идеограмму древнерусской семантики знака, символа и образа в народном гончарном ремесле центральной области России.
Наиболее выразительным примером археологического памятника со свастикой традиционных очертаний можно считать круглую фибулу, найденную художником В. Н. Москаленко на озере Акатово, где встречаются балтские захоронения. Сложная свастика с дополнительными «отметами», например, присутствует на сосуде из могил на канищевских дюнах под Рязанью. Использование знака свастики в наши дни, конечно же, скомпрометировано фашистами и требует как бы нового прочтения. Во всяком случае, на современном этапе развития орнамента.

Многие традиционные русские сосуды украшались очень просто. Делалось это архаичным способом — палочкой наносились углубленные пояски, однообразные прямые или косые насечки и лунки,волнистые линии — «волнушечки». С помощью небольшого зубчатого колесика делались мелкие ямчатые пояски, изредка многорядные или сочетавшиеся с полукружьями. В ряде мест кринки украшались простыми тонкими вертикалями. Богаче орнаментировались корчаги, кубышки, кувшины. На них наносили узкие поперечные полоски, прямые широкие «дорожки», зигзагообразные линии, волнистые «вавилончики».