Расположение орнаментов.

Что касается влияния росписи на форму гончарных изделий, то здесь нужно сказать, что неумело нанесенный орнамент пли чрезмерная по площади и неточная по цвету роспись могут разрушить форму. Поэтому ну жно четко усвоить основные правила декорирования гончарных изделий.

Декор на гончарные изделия наносится в строго установленных местах.
• Самое узкое место (как правило, на горлышке).
• Самое широкое.
• Самое узкое и самое широкое одновременно.
• Классическим местом нанесения орнамента на гончарное изделие является линия, на которой находится центр «золотого сечения».

Часто в народной, традиционной гончарной утвари орнамент наносится сразу под горлышком. Площадь, которую может занимать роспись на гончарном сосуде, не должна превышать одну треть от половины общей площади боковой поверхности сосуда. Наша русская традиция декорирования гончарных изделий требует либо сплошного, либо частичного глазурования изделия белыми (с последующей росписью), коричневыми, зелеными, желтыми или бесцветными глазурями. Делалось это путем окунания изделия горлышком вниз в глазурь на 1 /3, или 2/з от высоты изделия. Либо по светлому черепку наносились различного цвета отводки в местах, о которых сказано выше.

Сюжетная роспись гончарной утвари не стала на Руси традиционной, чего нельзя сказать о древнегреческой или китайской керамике. Русская традиционная гончарная керамика расписывалась в основном круговым орнаментом, весьма свободным по содержанию.