Основные операции.

После постановки рук вы должны освоить основные операции, так же как пианист гаммы. Последовательность освоения основных операций работы на гончарном круге такова:

— центровка глины на круге,

— формирование дна сосуда,

— вытягивание стенок сосуда.

Первая операция — центровка глины на круге. Ладонью правой руки, словно резцом, нужно научиться сминать глину к центру, формуя конус.

Опорой для локтя правой руки может служить бедро.



Затем, нажимая на конус ладонью левой руки, опускаете его вниз до формы шайбы — и так несколько раз, пока глина в форме полусферы не начнет ровно, без всякого биения, вращаться на круге.

Процесс центровки не только перемешивает глину и позволяет перейти к следующему этапу работы, но еще позволяет избавиться от мелких пузырьков воздуха (коварных вредителей при вытягивании сосуда и обжиге), которые с треском покидают глиняную массу при формировании конуса.

При центровке нужно научиться изменять скорость вращения круга. С усилением давления рук скорость должна увеличиваться.

Учтите, что если вы не научитесь правильно центровать глину, то вы никогда по-настоящему не овладеете искусством гончарного дела: даже маленькое в начале работы биение глины по мере роста сосуда будет увеличиваться и в конце концов обязательно сорвет его с круга.
При освоении этой операции можете попробовать использовать метод обучения центровке глины, применяемый в странах Востока. Господин учитель, так в Иране, например, называют мастера, советует своим ученикам центровать глину с завязанными глазами. ! Это позволяет сосредоточиться на процессе и лучше почувствовать биение глины.

Вторая важная операция в процессе работы —формирование дна сосуда. Здесь должна подключиться ваша интуиция, но ей можно помочь. Толщина дна и стенок гончарного сосуда должна составлять 3-5 мм, в зависимости от вашего мастерства, качества глины, размеров изделия и его предназначения или характера.

Но все по порядку. В центре отцентрованного куска глины пальцем сделайте промин, смочите его водой (при работе на гончарном круге вы постоянно должны смачивать руки в тазу с водой) и продавите глину до воображаемого дна. Затем разгоните глину радиальными движениями до размеров будущего дна сосуда и только после этого начинайте вытягивать стенки.

Третья, самая сложная операция при изготовлении гончарного изделия —вытягивание стенок сосуда. Перед тем как перейти к изложению основных приемов вытягивания сосудов на гончарном круге, я, для самых нетерпеливых, опишу этот процесс на примере вытягивания обычной кринки.

Главное усилие при работе на круге гончар делает рукой, находящейся снаружи, вторая рука поддерживает глину изнутри. Это, так сказать, основное положение. При изготовлении различных гончарных форм руки мастера постоянно как бы обмениваются усилиями. И это усилие ни в коем случае полностью не ослабевает. Гончар как бы тянет глину вверх и внутрь, вверх и наружу, при этом пальцы его правой руки должны находиться несколько ниже пальцев левой; между ними глина будет принимать форму буквы «S». Сосуд под действием его рук начнет расти и вверх, и вширь.


Срезка сосуда с гончарного круга.

Закончив работу, гончар промокает сосуд губкой, подрезает лишнюю глину у основанирезцом, а затем дает изделию немного постоять и подвялиться. За это время он может оценить свою работу. Если интуиция подсказывает ему, что работа удалась, гончар берет струн)' и срезает сосуд с круга.

Я должен поделиться одним секретом, позволяющим снимать сырые изделия большого диаметра с круга без их деформации. Конечно, вы можете подождать, пока сосуд подвялится сам собой, или подвялить его с помощью вентилятора. Но для этого потребуется время.

Если же лишнего времени у вас нет, то вы можете накрыть выкрученное изделие газетой и прилепить ее к верхней кромке сосуда, пройдясь по ее периметру пальцем. В таком виде изделие при снятии его с круга не деформируется, так как газета срабатывает как крышка.