Теория и практика.

Вопрос о том, что раньше появилось на свет — яйцо или курица, остается открытым до сих пор. И таких вопросов без ответа перед человечеством стоит немало; например, что возникло раньше — мысль или слово, теория или практика.

Перед тем как вы начнете читать эту главу, я советую вам взять комок глины и попробовать слепить из нее обыкновенный горшок. Вы скажете, что я вам советую начать с практики? Но ведь чтобы взять кусок глины и сделать из него какой-нибудь сосуд, нужно сначала захотеть это сделать, а захотеть — уже мысль.

И мысль эта, как я понимаю, у вас уже зародилась, иначе бы вы не искали информацию'.

Думаю, вы уже кое-что слепили. Ну и как — нравится? Похоже, не очень. А ведь вы видели, и не раз, самые совершенные гончарные изделия и на рисунках, и в музеях, и вам наверняка казалось, что эти прекрасные формы настолько естественны, что воссоздать их не составляет особого труда.

Ну ладно, слепить что-то стоящее, положим, действительно непросто, нужны определенные навыки. А теперь возьмите карандаш и бумагу и попробуйте нарисовать силуэт гармоничного, на ваш взгляд, сосуда. Скорее всего и здесь у многих из вас ждет неудача. Даже студенты, успешно сдававшие на вступительных экзаменах и получавшие «отлично» по живописи на экзаменационных сессиях, рисовали мне в лучшем случае горшочек Винни Пуха, как я называю такие «неолитические» формы.

Почему же так происходит, ведь они прекрасно знают, как должны выглядеть различные гончарные формы, начиная от этрусских ваз и кончая народной, традиционной русской утварью.

Получается, что теория расходится с практикой. Глазами в музеях, в альбомах и в своих конспектах они эти формы узнают, мысленно представляют их, а руками воспроизвести не могут. В чем тут дело?

Ваши собственные рисунки тоже, наверное, вызывают у вас самих снисходительные улыбки.