Алгебра и гармония.

Запомните, — пока вы не научитесь рисовать по настоящему гармоничные формы сосудов, причем рисовать их двумя-тремя прикосновениями карандаша к бумаге, то, что вы будете лепить из глины, так и будет оставаться горшочками Винни Пуха. Поверьте уж моему опыту ни в коем случае не смейте отчаиваться. Каждому человеку изначально присуще чувство гармонии, его надо только разбудить, вспомнить, если хотите. Гармония заложена в каждом из нас, начиная от формы нашего тела и кончая состоянием души. Просто порой нужно приложить немало усилий, чтобы ощутить эту гармонию в себе. Иногда приходится прибегать к специальным инструментам — ведь без помощи рояля или скрипки вы не услышите сочиненной композитором музыки. Такими инструментами для осознания гармонии форм являются гончарный крут и теория конструирования этих форм.

Два слова — «алгебра» и «гармония», — казалось бы, такие разные по смыслу, впервые поставил рядом А. С. Пушкин, и с его легкой руки эти понятия стали неразлучны: алгебра получила элементы гармонии, а гармония элементы алгебры. Есть алгебра и в гармонии гончарных форм. При пристальном рассматривании найденных во время раскопок древнегреческих амфор или даже прабабушкиных деревенских кринок вы не можете не заметить их гармоничность, которая, в свою очередь, обусловлена определенными законами, в том числе и алгебраическими.

Вообще, природа не очень-то щедра на средства выразительности. В распоряжении художников их всего семь — линия, цвет, объем, слово, звук, время и ритм. Вряд ли вы добавите к ним еще что-нибудь. И как это вам ни покажется странным, при помощи этих семи средств выразительности созданы все произведения искусств: от египетских пирамид до храма Христа Спасителя, от пещерных рисунков палеолита до полотен В. И. Сурикова, от неолитических глиняных богинь до мраморных шедевров О. Родена.

Каждое из искусств выбирает для себя несколько средств выразительности из этих семи, таким образом мы получаем: живопись — это линия, цвет и ритм; скульптура — линия, объем и ритм; литература — слово, время и ритм и т. д. Нас в данном случае интересует гончарное искусство, которое ближе всего к скульптуре, а значит, гончар, так же как и скульптор, при создании своих произведений использует линию, объем, ритм — и еще цвет.

Рассмотрим на практике эти средства выразительности для гончарного искусства. Прежде чем приступить к рассмотрению, определим элементы русского кувшина.