Форма и стиль.

Гармоничность формы гончарных изделий зависит не только от законов природы (математики), но и от законов развития общества, в частности, от исторического развития стилей в искусстве, а также от национальных традиций, нашедших свое отражение в народной керамике.

Еще одним важным фактором, влияющим на форму сосуда, является художественный стиль, породивший данную форму. Вообще художественный стиль можно сравнить с климатом, под влиянием которого формируется животный и растительный мир. Лианы субтропиков больше соответствуют барочному стилю или рококо, а наш континентальный климат — классицизму и т. д. Это, конечно, относительно. Так, в Европе, например, вне зависимости от климатических условий существовали самые разные художественные стили.

Учеными замечена определенная закономерность смены художественных стилей. Они видоизменялись, развиваясь по спирали, и на каждом новом витке в них происходил и удивительно схожие изменения, а именно: все они проходили три стадии развития: конструктивную, декоративную и орнаментальную.


Если говорить о форме сосудов, то она тоже видоизменялась в соответствии с этой закономерностью: так, периоды изменения форм древнегреческих сосудов соответствовали той или иной стадии развития древнегреческого искусства. Архаике соответствовал конструктивный стиль, поздней классике — декоративный, эллинизму — орнаментальный.

Конструктивный стиль архаики представлял собой, собственно, геометрический стиль, где простые формы украшались простым геометрическим орнаментом.

Декоративный стиль — это расцвет росписи — сначала черно-фигурной а затем красно-фигурной керамики.
Орнаментальный стиль— время вычурности форм и пышности декора, которые разрушили строгую архитектонику композиции, связь изображения с формой сосуда.

Вторым периодом, характерным для бурного развития гончарных форм, был период, охватывающий очередной виток развития художественных стилей — ренессанса, барокко и рококо, то есть опять же конструктивного, декоративного и орнаментального. Здесь также можно наглядно проследить основные тенденции изменения форм сосудов.

Первый стиль этого периода — конструктивный (в данном случае это ренессанс — стиль эпохи Возрождения) — отличается простыми, строгими формами сосудов, которые изготавливались с соблюдением всех принципов конструирования. Схематично этот период можно проиллюстрировать классическими формами, взятыми с полотен Дюрера.

Теперь посмотрим, как эти формы видоизменились во времена следующего за ренессансом декоративного стиля — барокко. Они усложнились, стали изысканней и богаче. И все это за счет потери некоторого удобства при использовании.

В третий стилевой период — орнаментальный — рококо эти же формы, уже под давлением украшательства, порою вульгарного, почти теряют свою былую функциональность; гончарные изделия становятся больше элементами интерьера, чем бытовыми предметами. Дальше по этому пути идти уже бессмысленно, и, чтобы

выйти из тупика, художественные стили переходят на новый виток. А именно: вновь наступает очередной конструктивный период — классицизм, где простота и польза опять занимают достойное место.

На этом историческом примере я хотел показать, как человек, художник, пользуясь при создании форм одними и теми же законами, в зависимости от художественного стиля, в котором он творит, создает совершенно разные формы.